Русский музей представил картины Куинджи в Саранске

В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи открылась выставка Архипа Ивановича Куинджи. В экспозицию вошли 40 произведений, охватывающие творчество выдающегося художника от ранних этапов до его загадочного затворничества

IMG_5731.JPG
IMG_5792.JPG
Фото: Русский музей.

Архип Куинджи не получил систематического художественного образования и начал свой творческий путь позже, чем такие мастера пейзажа, как Иван Шишкин, Алексей Саврасов и Фёдор Васильев. Но именно он обнаружил и использовал новые методы и подходы к изображению эффектов освещения в своих работах.

Смелые эксперименты и новаторство Куинджи в области цвета видны уже в его первых работах. В экспозиции представлены натурные этюды 1870-х: «Крыши. Зима» (1876), «Сосновый лес с речкой» (1878), «Берёзовая роща» (1879)). Подход художника к этюдам был уникален: они выступали вспомогательными материалами при работе над картинами, но при этом были самодостаточными произведениями. Аркадий Рылов, ученик Куинджи, вспоминал слова учителя: «Картину следует писать „от себя“, не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных в этюде». В этюдах и набросках он находил вдохновение для создания больших картин.

В 1882-м Куинджи закрыл свою мастерскую, оставив доступ туда лишь жене. Начался период затворничества, длившийся до конца жизни художника, когда в полной мере проявилось его отношение к искусству, его исключительно ответственный подход к творчеству. Публика больше не видела его картин, а самому художнику а мастеру приходилось бороться с мошенниками, продававшими подделки под видом «нового Куинджи».

В 1886-м Архип Иванович обзавёлся участком у моря в Крыму, где создал десятки этюдов южной природы, столь близкой ему по духу: «Кипарисы на берегу моря. Крым» (1887), «Горный склон. Крым» (между 1885 и 1890), «Горная долина. Крым» (1890-е). Куинджи много трудился: «Иногда облачко, которое не можешь сразу схватить, причиняет столько мук, что теряешь голову. И работаешь, добиваешься месяцами». О методах работы художника вспоминал его ученик Николай Рерих: «Указывают, что художник будто бы повторялся. Это неверно. По картинам можно проследить все искания Куинджи».

На рубеже веков Куинджи часто писал горные пейзажи Кавказа («Снежные вершины. Кавказ», «Эльбрус», «Казбек вечером», (все — 1900-е)). Вершины гор увлекали его близостью к небу и давали ощущение единства мироздания. Мастеру нравилось писать небо: из специального «гнезда» на дереве в Крыму, с крыши дома в Петербурге, или наблюдая движение облаков в степи («Облако. Закат», 1890-е). А в 1898-м в Париже Архип Иванович даже решил подняться в воздух вместе с учениками на воздушном шаре.

В конце 1890-х — начале 1900-х художник часто работал над мотивом заката и создал целую «сюиту чуть» произведений («Закат», 1900-10, «Закат над сосновым лесом», 1900-е). Одновременно с картинами, в которых преобладает декоративное начало, Куинджи также написал «Ночное» (1905-08), основанное на абсолютно другом живописном принципе. Это доказывает, что почти 70-летний мастер был ещё полон творческих сил и идей, которые он, к сожалению, не успел реализовать.

Выставка продлится до 4 февраля 2024 года

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем