Мстислав Фармаковский (1873 — 1946) был многосторонним талантом — он был не только художником и графиком, но также искусствоведом, археологом и основным хранителем Государственного Русского музея. Выставка, которая впервые была представлена зрителям и специалистам, призвана показать искусство Фармаковского — выдающегося художника «серебряного века» и почтить память этого значимого сотрудника Русского музея. На экспозиции представлено около 15 произведений живописи и графики, а также архивные материалы, включая рукописный журнал Историко-бытового отдела Русского музея под названием «Чугунная шляпа».
Фармаковский родился в городе Вятке, в семье просветителя и мецената Владимира Фармаковского. С самых ранних лет он проявлял интерес к археологии, участвовал в археологических экспедициях, однако в конечном итоге выбрал путь искусства. В течение своей жизни он принимал участие в различных выставках и художественных проектах, находился в творческом союзе с другими художниками.
В 1907-м Фармаковский стал членом общества Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ), участвовал в выставках (в том числе — в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге), с группой товарищей по ТЮРХ издавал сатирический журнал «Звон».
В 1906-1908 гг. Фармаковский жил и работал в Париже. В 1907-м он получил две первые премии на конкурсе Морской лиги Франции за картоны с эскизами витражей на морскую тематику. В собрании Русского музея есть ряд репродукций и графических эскизов этого периода («Черное море», 1906; «Вечер на Ниле», 1907).
В октябре 1906-го Фармаковский познакомился с Николаем Гумилевым. Их дружба переросла в совместную работу над художественным журналом «Sirius», издававшимся в 1907-м в Париже. Вышло в свет три номера. Во втором номере состоялся литературный дебют Анны Горенко (Ахматовой) со стихотворением «На руке его много блестящих колец...»
Гумилев написал статью, посвященную графической серии Фармаковского «Жизнь» (1907), близкую по сюжетам офортам Гойи и образам Фюсли. Так поэт отзывался о произведении «Обожаемая женщина», в котором воссоздан образ из его стихотворения «Сады души»: «Чарующее пышное Эльдорадо, ради которого многие изысканные рыцари становились конквистадорами, сильными в своей неутолимой жажде истинного великолепия».
После возвращения в Петербург Фармаковский работал учителем, инспектором гимназий, а также получал заказы от Императорской археологической комиссии, Эрмитажа и Городской думы. Картина «Осенью в парке. Петергоф» (1911) связана со временем, когда семья Фармаковских жила в Петергофе.
Фармаковский М.В. Осенью в парке. Петергоф. 1911. Фото: Русский музей.
В советские годы для Фармаковского художественная деятельность сменилась научной и хранительской работой в Русском музее и Институте истории материальной культуры РАН, преподаванием. С 1918-го он начал работать в историко-бытовом отделе Русского музея. В архиве Русского музея хранятся его графические зарисовки коллег (начало 1920-х), а также рукописный журнал «Чугунная шляпа» (около 1926), выполненный в традициях юмористических журналов рубежа XIX–XX веков.
В Русском музее находятся «Автопортрет» (1920) художника и портрет жены Веры Евгеньевны Фармаковской (1920-е), сотрудника народного отдела ГРМ, а также небольшой пейзаж «Река Которосль» (1933). Этот пейзаж относится к периоду ссылки в Ярославль (1931–1934), где Фармаковский работал научным сотрудником сектора истории общественной формации Ярославского краеведческого музея.
По ходатайству Игоря Грабаря Фармаковскому удалось вернуться в Ленинград и продолжить работу в Русском музее. Он известен благодаря работе в области музейного учета и хранения, реставрации и климатологии. Он сыграл важную роль в процессе формирования реставрационного дела в Русском музее, разработал принципы работы различных музейных служб, систему учета музейных предметов.
Фармаковский М.В. Автопортрет. 1920. Фото: Русский музей.
Был автором изданий «Хранение музейных ценностей» (Л, 1940), «Воздушный режим в музеях» (1941), «Консервация и реставрация музейных коллекций» (М., 1947). В годы Великой Отечественной войны, Фармаковский занимал должность главного хранителя и посвятил себя сохранению не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея.
В последующие годы он занимался научной и хранительской деятельностью в Русском музее, преподаванием и работой над реставрацией и сохранением музейных коллекций. Его значительный вклад в развитие реставрационного дела и систем учета музейных предметов стал неоценимым в мире искусства. Долгие годы живописное наследие художника не афишировалось и было практически забыто.
Таким образом, выставка в Русском музее ставит целью ознакомить публику с творчеством и наследием Мстислава Фармаковского, выдающегося мастера «серебряного века», и пролить свет на его важную роль в искусстве и науке своего времени.
Материал подготовила: Патракова Анна.