Русский музей открыл выставку, посвящённую военным парадам

14 декабря в Строгановском дворце состоялось открытие выставки «Военные парады. Фарфор, акварели», рассказывающей о столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями мундиров Российской императорской армии.

_DSC8320.JPG
_DSC8324.JPG
Фото: Русский музей.

Русский музей впервые представил в едином комплексе тарелки, украшенные живописью с изображениями офицеров и солдат разных родов войск в парадной и походной форме, и акварели, послужившие оригиналами для росписей тарелок. Экспозиция дополнена живописными изображениями столичных военных смотров и произведениями скульптуры из собрания Русского музея.

В XIX веке русские императоры, вдохновлённые Петром I, активно занимались вопросами обмундирования своих войск, что способствовало популяризации отечественной военной формы. Фарфор с изображениями на военную тематику был широко распространён в Европе. Вазы, чашки и тарелки производились как отдельно, так и в составе целых сервизов. Традиция создания «военных» тарелок в России началась в 1810-ые годы при Александре I и продолжалась до 1910-ых, охватив период в сто лет. Императоры Николай I и Александр II, продолжая дело своего отца, уделяли особое внимание изображениям на военную тематику.

Тарелки производились на Императорском фарфоровом заводе целыми сериями, объединёнными общей идеей и оформлением. Изображение солдат и офицеров помещалось в зеркале тарелки, борта оформлялись по-разному: золотыми декоративными композициями из оружия и военной амуниции по цветному фону; растительными узорами; борта тарелок были белыми, зелеными, красными и синими; узором из скомпонованных элементов классического орнамента, государственных гербов и перевитыхвенками оружий. Серии обычно называют по цвету и декору бортов тарелок: «красная», «бирюзовая», «лиловая» («сиреневая»), «золотая». На большинстве тарелок борт включал изображение российского государственного герба. 

«Военные» тарелки в основном служили украшением интерьеров и производились как декоративные. Кроме того, на протяжении всего XIX века они рассматривались как важный дипломатический подарок, а мастерство заводских живописцев – Михаила Крюкова, Василия Елашевского, Василия Столетова, Василия Мидина и других – сделало их ещё и обязательными экспонатами самых разных выставок – от местных до международных. Однако в первую очередь тарелки с военными фигурами предназначались самому императору и членам его семьи. В экспозицию выставки вошли тарелки из «турецкой», «красной», «бирюзовой», «лиловой» («сиреневой»), трёх «золотых» серий и редкая тарелка «синей» серии, созданная на Императорском фарфоровом заводе в качестве подарка Фридриху Вильгельму III. 

_DSC8353.JPG
_DSC8327.JPG
Фото: Русский музей.

Помимо тарелок, зрители выставки увидят рисунки и литографии, служившие источниками или непосредственно эскизами росписей, выполненные известными художниками «мундирного» жанра Карлом Пиратским, Львом Белоусовым, Адольфом Шарлеманем, Петром Балашовым и другими. Работы Балашова и Пиратского выполнены в классическом стиле «мундирной» графики – на эскизах изображены небольшие группы военных, расположенные таким образом, чтобы наиболее полно и красиво продемонстрировать военную форму. В то же время Шарлемань больше ориентировался на живописные полотна смотров и манёвров. Войска на его эскизах торжественно стоят на параде, маршируют стройными шеренгами, идут в атаку.

Серии эскизов из коллекции Русского музея – это не просто наброски для росписи тарелок. Это великолепный акварельный «парад», созданный мастерами военной графики, который стал памятником преобразованиям в российской императорской армии, проведённым императором Александром II. Экспозицию дополняют живописные изображения военных смотров в столице и скульптурные изображения императоров в военной форме.

Выставка «Военные парады. Фарфор, акварели» продлится до 19 февраля 2024 года.

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем