Выставка к 125-летию Юрия Васнецова в Русском музее

5 февраля в зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открывается выставка Юрия Васнецова, приуроченная к 125-летию со дня рождения мастера, творчество которого органично связано с таким значительным художественным явлением как русский авангард.

8568-g.jpg
10427-g.jpg
На фото: картины Юрия Алексеевича Васнецова – «Натюрморт с большой рыбой (Рыба на подносе)», 1934 (слева) и «Рыбак с семгой», 1931 (справа) . Источник: Русский музей.

Русский музей обладает большой и ценной коллекцией произведений Васнецова, отражающей главные периоды и аспекты его художественной деятельности. Юрий Васнецов известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. Камерная экспозиция в корпусе Бенуа представит живопись Васнецова, которая значительно менее знакома широкому кругу зрителей.

Ленинградский художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900 – 1973) – живописец, график, сценограф, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), народный художник РСФСР (1973), лауреат Государственной премии СССР (1971), уроженец Вятки, дальний родственник великого русского художника Виктора Васнецова.

Открывают экспозицию ранние произведения, созданные Юрием Васнецовым в период обучения в Петрограде. Тогда художник усвоил систему цветовосприятия Михаила Матюшина, которая ощутима в раннем «Голубом пейзаже» (между 1923 – 1926). Другое произведение, «Натюрморт с шахматной доской» (между 1927 и 1928), выполнено в технике коллажа и связано с периодом обучения у Казимира Малевича: в те годы Васнецов хотел освоить кубистическое построение картины. В 1931 году вместе с художником Николаем Костровым Юрий Васнецов совершил поездку в Карелию в поселок Сороки (Беломорск), где создал выразительный образ рыбака («Рыбак с семгой», 1931).

В 1932 году Васнецов был принят в аспирантуру Всероссийской Академии художеств, где занимался у Владимира Лебедева. Тема его дипломной работы была связана с сюжетом о застолье в провинции, но картина не была завершена. В экспозиции представлен один из этюдов к этой композиции – «Дама с мышкой». Живопись Васнецова в эти годы становится более ажурной и утонченной.

10423-g.jpg
10419-g.jpg
На фото: картины Юрия Алексеевича Васнецова – «Дама с мышкой» (слева) и «Петух с палочкой» (справа) . Источник: Русский музей.

Важнейший этап в творчестве Юрия Васнецова – работа под руководством Владимира Лебедева в созданном в конце 1920-х годов Детгизе. В этом издательстве трудилась целая плеяда замечательных художников, выработавших узнаваемый художественный язык, в котором использовались многие формальные приемы мастеров-авангардистов. 

Васнецов стремился воплотить в картине фольклорное мироощущение и поэтому обращался к языку народного искусства. Он очень любил творчество грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. В семье Васнецова хранились подносы XVII века, подаренные Владимиром Лебедевым, нижегородские расписные прялки XIX века, резные ставни деревенских окон.

В 1960-е годы Васнецов интенсивно работал над живописью, однако созданные в этот период картины при жизни художника не покидали стен мастерской, обстановка которой, включавшая предметы народного искусства, была запечатлена и в его полотнах. В поздних картинах мастера очевиден опыт работы над иллюстрациями к сказкам и глубокое понимание народного творчества, например, в основе композиции картины «Петух с палочкой» (1967) лежит идея расписного подноса.

Пресс-релиз: Русский музей. 


РекомендуемЗаголовок Рекомендуем