«Болевой синдром»

28 июня 2018 года, в день подписания Версальского мирного договора, завершившего Первую мировую войну (1919 г.), Государственным Русским музеем была представлена выставка Александра Семенцова «Болевой синдром». Художник был очевидцем конкретных драматических событий в Абхазии 1992–93 гг., но в серии произведений, написанных позднее в Петербурге, он выступает не как документалист и хроникер. В экзистенциальном цикле картин Семенцова реальные военные впечатления переродились в гуманистический месседж, который художник шлёт современному обществу.

«Болевой синдром»

Стечение этих дат, на наш взгляд, символично для художника, прочувствовавшего войну, но ищущего и пропагандирующего мир. Александр Семенцов (1941–2005) родился в Керчи накануне Великой Отечественной войны, окончил Академию художеств и физико-математический факультет в Тбилиси, жил в Сухуме, где совмещал экспериментальную физику в лаборатории, занятия живописью и службу спасателем на маршрутах высокогорья Кавказа. В 1990-х годах переехал в Ленинград, вступил в Союз художников. Его персональные выставки проходили в галерее «Борей»1 в 1993 и 1994 годах – именно там была впервые представлена серия «Лезвие», посвященная войне в Абхазии.

ВЕХНИЕ ЭШЕРЫ 1993 бумага акварель тушь перо.jpg
ВЕХНИЕ ЭШЕРЫ. Бумага, акварель,тушь, перо. 1993 г.

Еще до переезда в Петербург художник Семенцов выставляется в Сухуме, в Тбилиси, на Северном Кавказе, затем и в Москве. Но свои главные произведения он создает уже в зрелом возрасте, находясь в Северной столице, движимый переживаниями о братоубийственной войне. Они и определили реальный масштаб его творчества, в котором художник изучал человеческий аспект трагедии: насилие, нарушение дружеских связей, поругание клятв, – реализуя авторские антивоенные серии.

Художник уехал в Германию в самые материально тяжелые времена, где на его антивоенные произведения христианской иконографии обратила внимание местная церковная общественность: триптих «Аллилуйя» выставлен в Мариенкирхе города Бескова. По возвращении Семенцов продолжает работу над сериями «Лезвие» и «Апокалипсис» – воспоминаниями о войне в Абхазии и Чечне, соответственно. В 2005-м он пишет свою последнюю работу – «Истерзанная Россия». Некоторые работы Александра Семенцова хранятся в частных собраниях коллекционера Александра Большакова и художника Анатолия Белкина.

БЕЗ НАЗВАНИЯ. БОЙНЯ 1992-1993 бумага акварель тушь.jpg
БОЙНЯ. Бумага, акварель, тушь. 1992-1993 гг.

Куратор выставки Александр Боровский: «Семенцов обладает очень подвижным, свободным, уверенно лепящим форму и передающим настроение рисунком. Этот рисунок может быть нитяным, острым, как офортный штрих, может обретать живописность (обычно вкупе с белильными заливками), чаще всего гризайльную, но иногда и колористически богатую. Может быть фиксирующим, дотошно точным, но с готовностью включающим регистр условности, переходящей в гротеск».

В позднесоветском искусстве существовал канон отображения Великой Отечественной войны и специализация – батальный жанр – с ярко выраженным лейтмотивом героизации. Семенов, художник периода распада СССР, искал новые художественные реакции и творческие формы выражения переживаний – равных собственному опыту очевидца военных действий.

БЕЗ НАЗВАНИЯ 2001 бумага гуашь.jpg
Без названия. Бумага, гуашь. 2001 г.

Спустя 13 лет после смерти художника его работы и художественный способ репрезентации трагедии обретают популярность: еще в 2014 году серия работ о войне уже была показана в Москве в Академии художеств, в этом – в Михайловском замке, в Отделе новейших течений (экспозиция планировалась еще в 2005 году). Петербургская выставка была организована дочерью художника, пообещавшей себе, что творчество отца – экзистенциональное и пронизанное осознанием обесценивания человеческой жизни, драматичности 1990-х – увидит ее поколение.

Выставка Александра Семенцова «Болевой синдром» продлится до 12 августа в Михайловском замке Русского музея.


Где традиционно можно приобрести все выпуски нашего издания.

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем