Про тех, кто в блёстках

«Блеск» — это слово в полной мере описывает спектакль «Первая среди звезд», премьера которого недавно состоялась на сцене театра Комедии им. Н. Акимова. Блестящему рассказу известной американской писательницы и актрисы Мэри Орр соответствует блистательная режиссерская работа Андрея Цисарука и такого же качества игра актеров, костюмы и декорации, музыка и спецэффекты.

Про тех, кто в блёстках

Когда театр ставит пьесу о театре (а это именно тот случай), всегда есть опасность, что знание материала «изнутри» перегрузит спектакль обилием ненужных подробностей. Но режиссер избегает ухода во второстепенные детали. Пьеса поставлена «широкими мазками», и все образы типичны, собирательны.

Более того, «блеск» также становится отдельным, самостоятельным персонажем пьесы. Он в изобилии присутствует на сцене, когда мы видим фрагменты бродвейской постановки, сделавшей из героини звезду. Блеск является яркой чертой гротеска. В декорациях и в одежде присутствуют, кажется, все оттенки золотого, от них рябит в глазах. В настоящих спектаклях так не бывает, там все-таки присутствует чувство вкуса. Обилие золота намекает зрителю, что не надо относиться к пьесе излишне серьезно: перед нами не документально кино, а скорее, пародия, бутафория.

История о том, как ушлая девица попадает в мир театра, не может похвастаться извилистым сюжетом. Улучив момент, вчерашняя тень с галерки становится звездой... Кто бы сомневался! История эта ценна представшей перед нами галереей образов, характеров, типажей ,которые так взаимодействуют, что ворота для аферистки оказываются открыты.

Звезду сцены Марго представляет Заслуженная артистка России Елена Руфанова. Звезда, с одной стороны, это просто. Есть свой сценарист, готовый образ, свои наряды, свой продюсер. Но вот в чем вопрос- до какой степени актриса может себе позволить вылезти из панциря звезды, так, чтобы это было безопасно для нее? Можно ли искренне говорить абсолютно все, не боясь обидеть нужных людей? А можно ли отказываться от роли, если чувствуешь, что играть ее будет тяжеловато? Статус звезды обязывает к определенному внешнему виду, он стопроцентно диктует слова и действия. И если ты по каким-то причинам начинаешь бунтовать, никто не будет проявлять ни сочувствия, ни понимания (включая самых близких тебе людей).

Более того, близкие друзья (а в спектакле это Карэн (актриса Наталья Ткаченко)) первыми накажут тебя. Ведь вся их жизнь, вся их ценность зависит не от того, кем они являются, а от того, с кем они дружат. Если твой блеск начинает гаснуть, то вскоре и они окажутся в тени.

Климент, муж Марго (актер Андрей Толшин) не поддается соблазну молодой девицы. Но для финала истории это не имеет никакого значения. Не поддается он — поддается сценарист Ллойд (заслуженный артист России Владимир Миронов), и молодая Ева (актриса Виктория Криулина) получает все, что хочет.

Одно Ева знает наверняка — лести не бывает слишком много. Польстить может все — от количества посещений спектакля до сочиненной истории о том, как посещение спектаклей спасло жизнь. Каждый человек в душе считает себя недооцененным. Жми на эту кнопку в человеке, и он будет делать то, что нужно тебе. Ева выигрывает у Марго по одной простой причине — она верна избранному пути, роль звезды она натягивает на себя как вторую кожу. Но на каждую Еву найдется своя Эмма и история повторится. Ведь самое сложное для актрисы — не играть роли на сцене, а ежесекундно играть роль звезды в жизни! А выскочить из искусно и старательно продуманного образа звезды и стать собой настоящей — очень большой соблазн, и ему поддаются те, кто решает, что достаточно защищен, чтобы иметь право на слабость.

Авторы спектакля режиссер Андрей Цисарук и художник Дмитрий Разумов мастерски организует многомерное пространство спектакля. Линия первая — зрительный зал. Оттуда, из публики, выбегает на сцену девочка, мечтающая стать актрисой. Линия вторая — сцена, где и происходит основное действие спектакля. Линия третья — арьер сцены. По нему печально движется свергаемая звезда в момент, когда коварная молодая соперница плетет интригу. Линия четвертая — интерактивный мир экрана. На нем возникают мечты, образы, перевоплощения. И если ты попал на эту четвертую линию, ты можешь очень быстро начать обратный отсчет.

Слова Светланы Исаковой, фотография Леонида Торопова


РекомендуемЗаголовок Рекомендуем