Торжественная точка

В любой теме, которую ведёт журналист, бывают знаки препинания — чаще вопросы, но случаются и запятые, и многоточия, — это когда «продолжение следует». А реже всего — точки. Такая торжественная точка была поставлена в субботу, 27 августа на Льноджутовой мануфактуре, основанной в XIX столетии в Ивангороде знаменитым банкиром, промышленником и меценатом бароном Александром Людвиговичем Штиглицем. В этот день на легендарной фабрике был наконец открыт Историко-культурный центр. Мне досталась почётная обязанность перерезать алую ленточку вместе с президентом фонда «Наследие барона Штиглица» заслуженным архитектором России Олегом Романовым.

Торжественная точка

Таким образом создатели центра, главная заслуга в открытии которого безусловно принадлежит директору фонда Елене Штиглиц и Ольге Штиглиц, подчеркнули значение многочисленных публикаций, помогавших им в борьбе за спасение уникального объекта культурного наследия. Несколько лет назад постоянный автор журнала «Адреса Петербурга» доктор архитектуры, профессор Маргарита Штиглиц попросила меня сделать исключение из предельно бесконфликтной концепции нашего издания и выступить на стороне современных представителей семьи Штиглицев в неравной борьбе с теми, кто цинично и методично разрушал фабрику.

Признаться, я тогда не думал, что борьба окажется такой ожесточённой. Разумеется, не я один как «акула пера» поддерживал Штиглицев. Серьёзную помощь оказали мои коллеги по Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти. Когда же наша честная журналистская работа столкнулась с сопротивлением весьма влиятельных людей, с письмом в Министерство культуры России обратился секретариат Союза.

Созванная по инициативе редакции журнала «Адреса Петербурга» международная научно-практическая конференция «Приграничная симметрия» в первый раз прошла в Ивангороде и Нарве, а второй — из-за ковида в интернете. Посвящена была конференция сохранению культурного наследия по обе стороны границы, но во многом — конкретно наследию барона Штиглица. Кстати, после церемонии открытия Историко-культурного центра в продолжение конференции «Приграничная симметрия» было сделано несколько докладов. Выступил с докладом и я — о перспективах участия центра в проекте Всемирного клуба петербуржцев, связанном с сохранением памяти о блокаде Ленинграда и Холокосте. Дело в том, что на территории фабрики во время войны фашисты устроили зловещий крематорий...

В открытии Историко-культурного центра на мануфактуре Штиглица приняло участие гораздо больше ивангородцев, чем по соседству — на открытии Хорового фестиваля Ленинградской области в Ивангородской крепости (туда зато приехало областное начальство). По традиции Штиглицев, дети выпустили в небо щеглов — это символ их рода, поскольку «штиглиц» по-немецки и означает «щегол». В числе музыкантов, выступления которых сопровождали открытие центра, был руководитель Таллинского музыкального театра — певец Вячеслав Резниченко.

В общем, точка в моём долгосрочном журналистском проекте получилась знатная. Пора открывать новую сюжетную линию, посвящённую воссозданию мануфактуры, современному её приспособлению, реставрации и музеефикации, поиску инвестиций... Но это уже совсем другая история!

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем