В начале 2024 года по инициативе Министерства культуры Российской Федерации было принято решение провести реставрацию хранящейся в фондах Луганского художественного музея монументальной картины Александра Дейнеки «Покорители космоса» (1961).
«Сегодня значение профессии реставратора выходит за привычные рамки. Для нас, крупнейшего в мире собрания русского искусства, это посредники между прошлым и будущим. Их искусство определяет, какой будет сохранность того национального достояния, которое нам доверено. Любое произведение, находящееся даже в самой сложной ситуации сохранности, подвластно нашим блистательным специалистам. У нас нет и не может быть ситуаций, когда реставраторы Русского музея не могли провести самую сложную работу. Это абсолютно исключено. Подписано соглашение между «Газпромом», Министерством культуры Российской Федерации и Русским музеем о развитии Национальной школы реставрации и создании на базе Русского музея единого межмузейного реставрационного и научно-исследовательского центра. У нас действует правило: сначала наука, полный цикл исследований, а потом реставрация. И именно такая идеология будет у национальной школы реставрации», – сказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.


В феврале 2024 года в Объединенном мемориальном музее-заповеднике Ю.А. Гагарина «Парке покорителей космоса имени Ю.А. Гагарина» специалистами Русского музея был проведен ряд исследовательских и консервационных мероприятий. После завершения этого этапа работ произведение было показано на «Выставке одной картины», приуроченной к 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина в «Парке покорителей космоса им. Ю.А. Гагарина».
В июне 2024 года картина была перемещена в Государственный Русский музей для проведения комплексной научной реставрации. В работе принимали участие ведущие художники-реставраторы отдела реставрации живописи смешанных техник Русского музея. Руководитель проекта – художник-реставратор высшей категории Нина Русакова.
«Картина «Покорители космоса» выполнена в смешанной технике. Это значит, что к ней невозможно применить привычные, отработанные годами техники. Наши специалисты во главе с художником-реставратором высшей категории Ниной Русаковой нашли индивидуальное решение и Реставрационный совет высоко оценил их работу», – добавила Алла Манилова.
На начальном этапе музейные специалисты провели полный комплекс технико-технологических и химико-биологических исследований, а также выполнили фотофиксацию состояния сохранности в высоком цифровом разрешении и съемку поверхности в ультрафиолетовом излучении. Реставраторы разработали уникальную методику укрепления грунта и красочного слоя. После удаления поверхностных загрязнений были начаты пробные работы по укреплению красочного слоя и грунта, в результате которых стало понятно, какие укрепляющие составы лучше подойдут для успешной работы.


Состояние картины, выполненной в смешанной технике (клеевая темпера + масло), не позволяло работать традиционными методами, например, не допускалось проглаживание теплым утюгом, невозможно было использовать крепкие клеи. Подобрав необходимые растворы, после укрепления аварийных участков реставраторы пришли к выводу, что укладывать картину лицевой стороной вниз слишком рискованно. Поэтому был выбран способ общего укрепления, переворачивания и закрепления картины на полу с помощью заклеивания лицевой стороны тончайшей специальной японской бумагой и слабым клеем. И только после высыхания и выравнивания поверхности картину можно было осторожно перевернуть тыльной стороной вверх с помощью вала.
После того, как тыльная сторона стала доступна и картину хорошо зафиксировали, были удалены стойкие загрязнения и старые реставрационные кромки. Все небольшие утраты и трещины основы были заполнены очесами холста и клеем на основе поливинилбутираля (ПВБ). После этого реставраторы приступили к укреплению грунта и красочного слоя с тыльной стороны картины.
Были подведены новые кромки из холста, близкого по качеству авторскому. Изготовлен новый раздвижной подрамник с покрытием из пенокартона для стабильности холста. Были устранены сильные деформации холста, восстановлена связь между ним, грунтом и красочными слоями. В места утрат подведен реставрационный грунт. Утраты тонированы. Посетители корпуса Бенуа Русского музея могли наблюдать за процессом реставрации «Покорителей космоса» через стеклянную перегородку зала открытой реставрации (№ 86).
По итогам реставрации состоялось заседание Реставрационного совета, который высоко оценил работу реставраторов Русского музея.
Пресс-релиз: Русский музей.